Билет № 48. Вещный мир и его функции.

I. «Мир произведения, художественный мир»:

1) как синоним произведения в целом, творчества писателя;

2) узко – предметы, изображенные в произведении, и образующие систему. Целесообразно под миром произведения понимать только предметный мир, отграничиваемый от словесного строя. Предметы обеспечивают цельность восприятия.

Мир пр-я – система, соотносимая с реальным миром: это люди, их особенности, события, природа, вещи, время, пространство….

II. Вещный мир – часть мира пр-я. Это изображение предметов материальной культуры: интерьер, пейзаж, портрет (костюм, украшения….). a возможность реконструкции быта по литературным произведениям. Изменения в отношениях человека к вещи: венец творения, достижение человеческого разума, материальная ценность, заслонившая человека («Бесприданница»: «Я вещь, а не человек»). Развитие техники a расширение диапазона + тревога (например, деревенская проза). В худ. Мире граница между человеком и вещью – зыбкая: «очеловечивание» вещей в сказках.

III. Функции вещи:

1) Культурологическая – в романах-путешествиях (описание Петербурга в «Ночи перед Рождеством»), в историческом романе (передать время и колорит), бытописательные пр-я.

2) Характерологическая – «интимная связь вещей» со своим владельцем (Чичиков осматривает вещи в чужих домах + каждый стул кричал: «Я тоже Собакевич!»). М.б. знаками, символами человеческих переживаний.

3) Сюжетно-композиционная. Платок в «Отелло», в детективной литературе.

IV. Вещный мир имеет свою композицию + возможность выделить одну вещь крупным планом a символ, м .б., в заглавии («Гранатовый браслет» Куприна), особенно в лирике. Существуют жанровые различия в изображении вещей, различия в связи со стилем (степень подробности). Использование разных лексических пластов языка (архаизмы, историзмы, диалектизмы, варваризмы, профессионализмы, неологизмы….)


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *