Формы и методы привлечения заемных средств

К наиболее распространенным в мировой практике формам заемных средств относятся: кредиты, лизинг, факторинг, франчайзинг и т.д.

Банковский кредит – средства, предоставляемые банком взаймы клиенту для целевого использования на установленный срок за определенную плату. Коммерческие банки предоставляют кредит в следующих формах:

q бланковый (необеспеченный) кредит выдается банком, осуществляющим расчетно-кассовое обслуживание клиента;

q контокорректный кредит (овердрафт), при его выдаче банк открывает предприятию контокорректный счет, на котором учитываются как кредитные, так и расчетные операции. Кредит предоставляется в объеме не превышающем установленное в кредитном договоре максимальное отрицательное сальдо. Выравнивание поступлений и выплат по данному счету осуществляется через установленные в договоре промежутки времени с расчетами кредитных платежей;

q открытие кредитной линии;

q ипотечный кредит;

q ломбардный кредит;

q консорциумный (консорциальный) кредит, в данном случае банк, обслуживающий предприятие, может привлечь к кредитованию данного клиента другие банки и др.

Товарный кредит – сущность его заключается в предоставлении продавцом отсрочки покупателю в оплате счетов за поставленные ему товары. Отсрочка расчетов за поставленную продукцию, как правило, дополнительной платой не сопровождается, поэтому, когда поставщики не предоставляют скидок за предварительную оплату товаров, цена такого кредита будет нулевой.

Лизинг – представляет собой метод кредитования предприятия путем предоставления ему за плату в аренду основных фондов с правом последующего выкупа. Лизинг могут предоставлять производители этого оборудования или специализированные лизинговые компании. Лизинг делится на два типа: финансовый лизинг – лизинг с полной окупаемостью (предусматривает выплату в течение срока аренды твердо установленной суммы лизинговых платежей, достаточной для полной амортизации объекта лизинга), и оперативный лизинг – лизинг с частичной окупаемостью (те сделки, в которых затраты лизингодателя, связанные с приобретением сдаваемого в лизинг имущества, окупаются частично в течение первоначального срока аренды).

Факторинг – это приобретение у поставщика права на получение платежа с плательщика за поставленные ему товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги.

В данном случае банк (факторинговая фирма) освобождает предприятия от обязанности по взысканию задолженности, гарантирует поступление денежных средств, нормативную финансовую ликвидность. За осуществление такой операции банк (фирма) взимает с предприятия-продавца определенную плату. Учитывая, что факторинговые операции носят рисковый характер, банк дифференцированно подходит к их проведению и дифференцирует ставки комиссионного вознаграждения с учетом платежеспособности покупателя продукции и предусмотренных сроков ее оплаты.

Франчайзинг – услуги, оказываемые в виде продажи (передачи) товарного знака, новых технологий, методов управления, организации производства, маркетинга и т.д. За франчайзинговые услуги взимается определенная плата (в виде процентов от прибыли или объема продажи). Как все формы заемного капитала, эти услуги предоставляются в пользование покупателю на установленное договором время.

Рассматриваемые выше формы как собственного, так и заемного капитала имеет свою цену, которую необходимо учитывать при выборе оптимальной структуры формирования источников финансирования каждым хозяйствующим субъектом.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *