На заре человеческой истории ,

Проблемы нравственности стояли перед человечеством всегда,

начиная с истоков истории. Французский философ Жан-Жак

Руссо (1712-1778) полагал, что еще до возникновения культу-

ры так называемый естественный человек демонстрировал

примеры человеколюбия, жалости, сострадания i доброты.

Люди утратили органическую связь с природой, сложилось не-

равенство, появились лицемерие и обман.

Изучая жизнь племен патриархального уровня развития, еще

сохранившихся в Азии, Австралии, Африке и Америке, Фрейд

сделал поразительное открытие. Оказалось, что во всех этих

282 ‘ГлаваXVIII. Нравственное измерение культуры

племенах каким-то непостижимым образом действует систе-

ма нравственных запретов, регламентирующих все стороны

жизни. В частности, древние племена отвергали убийство и

кровосмешение. Запреты обеспечивали соблюдение брач-

ных норм.

У всех народов, даже самых примитивных, встречаются нравст-

венные заповеди. Древние люди высоко ценили доблесть, са-

мопожертвование, сострадание, милосердие. А вот убийство

осуждалось. У племени акикуйю, к примеру, убийца считался

носителем какой-то скверны, которой он может заразить дру-

гих людей при соприкосновении с ним. Этнографы отмечают,

что этические ценности у архаических племен поразительно

совпадали. Общность этих святынь продиктована, видимо,

стратегией выживания, внутренним убеждением людей в том,

что социальная совместная жизнь без моральных принципов

невозможна.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *