Показатели рентабельности

Основными показателями рентабельности являются:

  • рентабельность продукции – процентное отношение прибыли от продажи продукции к выручке от продажи продукции;
  • валовая рентабельность продаж – процентное отношение прибыли до вычета процентов и налога к совокупной выручке от продаж;
  • чистая рентабельность продаж – процентное отношение чистой прибыли к совокупной выручке от продаж;
  • валовая рентабельность активов – процентное отношение прибыли до вычета процентов и налога к средним активам, умноженное на коэффициент приведения;
  • чистая рентабельность активов – процентное отношение чистой прибыли к средним активам, умноженное на коэффициент приведения;
  • рентабельность собственного капитала – процентное отношение чистой прибыли к среднему собственному капиталу, умноженное на коэффициент приведения;
  • рентабельность используемого капитала – процентное отношение чистой прибыли до вычета процентов к среднему используемому капиталу, умноженное на коэффициент приведения.

При этом под коэффициентом приведения понимается число 12/ Т, где Т – количество месяцев в отчетном периоде. Данный коэффициент применяется для таких показателей рентабельности, где в знаменателе фигурируют балансовые показатели (а не показатели выручки за период). Он позволяет привести показатели рентабельности за месяц и период с начала года к годовому периоду, что обеспечивает их сопоставимость.

Поясним смысл представленных показателей.

Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли от продажи продукции приходится на каждые 100 руб. выручки от продажи продукции. Это – прямой измеритель эффективности основной (производственно-сбытовой) деятельности компании. В виду своей важности данный показатель вынесен в раздел «Сводный отчет/Финансы» (п. 3.1). Кроме того, рентабельность отдельных видов продукции приводится в разделе «Сводный отчет/Сбыт» (п. 3.1) и разделе «Отчеты/Рентабельность продукции» (п. 5.10). Валовая и чистая рентабельность продаж позволяют судить о том, сколько прибыли до уплаты процентов и налога или чистой прибыли приходится на каждые 100 руб. выручки от продажи продукции и прочих активов. Отметим, что использование здесь выручки от продажи прочих активов является обоснованным, поскольку финансовый результат от их продажи участвует в формировании прибыли до уплаты процентов и налога, а затем и чистой прибыли. Валовая и чистая рентабельность активов применительно к годовому периоду показывают, сколько прибыли до уплаты процентов и налога или чистой прибыли принесли за последние год каждые 100 руб. всех активов организации. Рентабельность собственного капитала применительно к тому же периоду показывает, сколько чистой прибыли принесли за последний год каждые 100 руб. средств, вложенных собственниками компании, а рентабельность используемого капитала – сколько чистой прибыли до уплаты процентов приходится на каждые 100 руб. всех платных источников финансирования, включая заемный капитал.

Подчеркнем, что в нормальной ситуации рентабельность собственного капитала должна превышать рентабельность используемого капитала. Это означает, что заемный капитал принес прибыль, превышающую расходы по его привлечению. Данный вопрос приобретает более точные очертания в разделе «Анализ/Цена капитала и финансовый рычаг» (см. п. 9.4.1).

Благодаря использованию коэффициента приведения, показатели рентабельности активов и капитала применительно к месячному периоду и периоду с начала года имеют смысл предварительной оценки указанного годового эффекта. Это позволяет наглядно анализировать динамику результатов. Например, если значение рентабельности в графе «За месяц» выше, чем в графе «За 12 месяцев», то динамика положительна (текущие результаты относительно лучше, чем результаты за прошедший год).

В силу своей важности чистая рентабельность активов и рентабельность собственного капитала вынесены в раздел «Сводный отчет/Финансы» (п. 3.1). При этом годовая рентабельность собственного капитала включена в число трех главных показателей эффективности, на основе которых рассчитывается игровой рейтинг (см. п.п. 1.1.6 и 9.1).


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *