программа История МН 15.01.2017



?    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «История России» для направления 38.03.02. «Менеджмент» подготовки бакалавра

? Федеральное государственное автономное учреждение

? высшего образования

? Национальный исследовательский университет

? «Высшая школа экономики»

?

?

?

? Факультет гуманитарных наук

? Школа исторических наук

?

?

?

?

? Программа дисциплины

? «История»

?

?

? для направления 38.03.02. «Менеджмент» подготовки бакалавра

?

?

?

?

?

? Разработчик программы:

?

? И.И. Федюкин, Ph.D., ifedyukin@hse.ru

?

?

? Одобрена на заседании школы исторических наук «___»____________ 2016 г.

?

? Руководитель школы исторических наук профессор А.Б.Каменский________ [подпись]

?

? Рекомендована Академическим советом образовательной программы

? «___»____________ 2016 г., № протокола_________________

?

?

? Утверждена «___»____________ 2017 г.

? Академический руководитель образовательной программы

? _________________ [подпись]

?

?

?

?

? Москва, 2017

? Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения подразделения-разработчика программы

?

?

?

? Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента бакалавриата и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

? Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 38.03.02. «Менеджмент», обучающихся по программе бакалавриата и изучающих дисциплину «История».

? Программа разработана в соответствии

?

?

? Цели освоения дисциплины.

? Целями освоения дисциплины «История» являются:

? Сформировать представление о предмете, задачах, методах истории, о теоретических проблемах, связанных с использованием исторических источников, о приемах и методах аргументации и доказательства в исторической науке;

? Выработать базовые навыки интерпретации исторических источников и научной литературы;

? Получить первоначальное представление об основных историографических дискуссиях по важнейшим проблемам истории российской государственности IX—XX вв.

? 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

? В результате освоения дисциплины «История» студент должен:

? знать общий ход российского исторического процесса, уметь ориентироваться в нем, сопоставлять события и тенденции общемировой и российской истории, выявлять особенности последней и объяснять их;

? получить представление о современных научных подходах к анализу российской истории, наиболее дискутируемых проблемах и основных подходах к их решению;

? получить представление об основных типах исторических источников, получить базовые навыки источниковедческого анализа, а также уметь определять достоверность исторических источников и анализировать стратегии аргументации, используемые в научной и научно-популярной литературе;

? уметь самостоятельно формулировать общий контекст и научный смысл отдельных сюжетов российской истории, обладать основами целостного видения исторического процесса.

?

?

? Студент бакалавриата в ходе изучения дисциплины «История» осваивает следующие учебные компетенции:

?

? Код компетенции по порядку

? Код компетенции по ЕК

? Формулировка компетенции

? УК-1

? СК- Б 1

? Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

? УК-5

? СК-Б6

? Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)

? УК-8

? СК-Б9

? Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения

? УК-9

? СК-Б10

? Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность

?

?

? 4. Место дисциплины в структуре образовательноӗ программы

? Настоящая дисциплина относится блоку дисциплин общего цикла 1 года обучения и тесно связана с дисциплинами общего цикла («Философия», «Социология», «Право») и базовой профильной части («Теория и история менеджмента»).

? Для освоения данной учебной дисциплины студенты должны владеть следующими исходными знаниями и компетенциями:

? знание отечественной истории на уровне программы средней общеобразовательной школы;

? знание обществознания на уровне программы общеобразовательной школы;

? понимание языка научной и учебной литературы по истории.

? 5. Тематический план учебной дисциплины «История»

?

? Название раздела

? Департамент, за которым закреплен раздел

? Всего часов

? Лекции, семинары, практикум

? Самостоя-тельная работа

? 1

? История России до 1855 г.

? Школа исторических наук

? 76

? 40

? 36

? 2

? История России с 1855 г. до настоящего времени

? Школа исторических наук

? 76

? 40

? 36

 

?

? Итого:

 

?

? 152

?

? 80

?

? 72

?

?

?

? Формы контроля знаний студентов.

?

?

? Тип контроля

? Форма контроля

? Модуль

? Параметры оценки

? Текущий

? Посещаемость и активность на занятиях; письменная контрольная работа.

? 3-4 модули

? Выполнение заданий к семинарам и участие в обсуждении тем семинарских и лекционных занятий; выполнение письменной контрольной работы

? Итоговый

? Экзамен

? 4 модуль

? Устный ответ по билетам

?

?

? 6.1. Критерии оценки знаний, навыков

? Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-балльной шкале.

? Текущий контроль осуществляется посредством опросов на семинарских занятиях и выполнения контрольной работы.

? В ответах на вопросы на семинарах студент должен продемонстрировать знакомство с материалами, заданными к соответствующему семинару; знание ключевых событий, понятий и персоналий российской истории, рассматриваемых в ходе лекций и в материалах к семинарам; способность грамотно и обоснованно сформулировать свою точку зрения по заданному вопросу; умение критически анализировать источники и научные тексты по российской и всеобщей истории.

? При написании контрольной работы студент должен продемонстрировать знакомство с материалами лекций, а также текстами и видеоматериалами, рассмотренными в ходе семинаров; знание основных событий, понятий и персоналий российской истории; основных исторических источников по изучаемой теме; способность грамотно и логично письменно излагать свои мысли с опорой на фактический материал.

? Итоговый контроль представляет собой сдачу письменного экзамена в конце 4-го модуля. Студент должен продемонстрировать знакомство с материалами лекций, а также текстами и видеоматериалами, рассмотренными в ходе семинаров; знание основных событий, понятий и персоналий российской истории; основных исторических источников по изучаемой теме; способность грамотно и логично письменно излагать свои мысли с опорой на фактический материал. В ходе экзамена студенту будет предложено два вопроса. Примерные вопросы для оценки качества освоения дисциплины и задания для итогового контроля приведены в разделе 9.

?

? 6.2. Порядок формирования оценок по дисциплине.

? Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за ответ на устном экзамене по 10-балльной шкале, Онакопленная – накопленная оценка за выполнение задания к семинарам и участие в обсуждении тем семинарских и лекционных занятий (80% накопленной оценки) и выполнение контрольной работы (в соотношении: семинары –, контрольная работа – 20%):

? Оитоговый = k1*Онакопленная + k2*Оэкзамен

? k1=60%;

? k2=40%.

? Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета: в пользу студента.

?

? Содержание дисциплины

?

? Раздел 1: История России до 1855 г. (3 модуль)

?

? Лекции 1 и 2. «Ремесло историка».

? Как работают историки? Исторические источники, типы источников и методы их использования. Архивы и работа с архивными документами. Проблема научности в истории, признаки научности текста. Ссылки, цитирование, плагиат. Событие и факт с точки зрения исторической науки. Критерии установления факта. Приемы доказывания в исторической науке. Границы интерпретации. «Политика памяти» и ее инструменты. История в интернете, приемы выявления надежных источников информации.

?

? Лекции 3 и 4. Славяне, варяги и древнерусское государство. Русь и Степь.

? Древнейшие славяне: что мы знаем о них, и чего мы не знаем. Важнейшие источники по ранней истории древнерусской государственности. Спор «норманистов» с «антинорманистами». Версии происхождения слова «Русь». Возникновение древнерусского государства как научная проблема.

? Распад Древнерусского государства. Нашествие. Взаимоотношения Северо-Восточной Руси с Ордой, Москва в системе вассальных отношений Орды. Александр Невский: между Тевтонским орденом и Ордой, интерпретация выбора. Проблема заимствования ордынских политических институтов. Возвышение Москвы и свержение ордынского ига.

?

? Лекция 5. От Ивана III к Ивану IV: Формирование московской самодержавной монархии.

? «Русское Средневековье»: Северо-Восточная Русь в эпоху феодальной раздробленности. Москва и ее конкуренты. Основные события царствования Грозного и формирование образа царя. «Ранний» и «поздний» Иван. Опричнина и ее возможные причины. Переписка Грозного с Курбским: идеология источника, его интерпретация и достоверность. Тема сатанизма Грозного в современном летописании. «Оправдание» Грозного и призывы к его канонизации.

?

? Семинар 1. «Политика памяти» и ее инструменты вокруг нас.

? Материалы к семинару:

? Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. – М., 1992. – «Предисловие» и главы 5 («История ислама или история арабов?») и 7 («От священной истории к истории отечества и государства: взгляд из Европы»).

? Историческая политика в начале XXI века / под ред. А. Миллера и М. Липман. М. : Новое литературное обозрение, 2012. (Любая статья на выбор).

? Кинофильм «Александр Невский» (реж. С. Эйзенштейн, Дм. Васильев). Доступен в сети Интернет.

? Шенк Ф.Б. Александр Невский в русской культурной памяти. – М., 2007. – С. 35-57.

? Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (XII—XIV вв.): Курс лекций. — М., 2001. – Лекции 7 (Александр Невский: Русь и Орден) и 8 (Александр Невский: Русь и Орда). – С. 181-228.

? Задание для самостоятельной работы при подготовке к семинару:

? Прочитайте материалы к семинару, самостоятельно посмотрите кинофильм;

? Подумайте, какие темы российской истории наиболее часто являются предметами манипуляций и умолчаний (по аналогии с тем, как это показывает М. Ферро в отношении европейских и арабских стран. NB: Следует учитывать, что книга Ферро написана несколько десятилетий назад и ситуация с преподаванием истории во многих странах с тех пор изменилась);

? Что историкам сегодня известно об Александре Невском, в чем историческое знание расходится с мифом? Как происходило построение мифа об Александре Невском?

? Самостоятельно найдите, распечатайте и принесите на семинар современные публицистические тексты, использующие миф об Александре Невском. Подготовьтесь охарактеризовать жанр и происхождение этих текстов: Кто их автор? Что за издание их публикует? Покажите, как именно их авторы манипулируют мифом об Александре.

?

? Лекция 6. Западные соседи Москвы в XIVXVII веках: Альтернативная история Руси?

? Новгородская республика, ее политическое устройство и место среди средневековых европейских городов-республик. Великое Княжество Литовское как русское государство. Русские, «руськие», русины: терминология и этническая идентичность. Речь Посполитая как политический проект. «Украина»: смысл понятия. Присоединение Левобережной Украины к Московии. Украинское влияние в русской культуре XVIIXVIII веков.

?

? Семинар 2. Иван Грозный в культуре XX века

? Материалы к семинару:

? Кинофильм «Иван Грозный» (реж. С. Эйзенштейн), части 1 и 2. Доступен в сети Интернет.

? Кинофильм «Царь» (реж. П. Лунгин). Доступен в сети Интернет.

? Сталин И.В., Жданов А.А., Молотов В.М. «Беседа с С.М. Эйзенштейном и Н.К. Черкасовым по поводу фильма «Иван Грозный» 26 февраля 1947 года» // Сталин И.В. Сочинения. – Т. 18. – Тверь, 2006. – С. 433–440.

? Задание для самостоятельной работы при подготовке к семинару:

? Прочитайте материалы к семинару, самостоятельно посмотрите кинофильмы;

? Подготовьтесь к обсуждению материалов. Охарактеризуйте образ Грозного в и кинофильмах. Какими художественными приемами пользуются режиссеры для построения этого образа? Как вы думаете, как им именно время создания этих кинофильмов сказалось на их содержании? Приведите примеры.

? Самостоятельно найдите и принесите на занятие (распечатанными) не менее двух публицистических текстов разной идейной направленности, посвященных недавнему решению установить памятник Ивану Грозному в Орле. Для решения каких публицистических задач авторы использую образ Ивана? Покажите, как обсуждение Ивана в этих текстах является способом обсуждения современных политических проблем.

?

? Лекция 7. Московское государство на пороге нового времени: XVII век.

? Была ли допетровская Россия «сонным боярским царством»? Ключевые политические новации в XVII веке. Смута, роль Земских соборов и установление абсолютизма Романовых. «Новые люди»: изменения в составе правящего класса. Установление крепостного права. Военные новации: «полки нового строя», привлечение иностранцев на службу Московского царства. Церковные реформы и раскол.

?

? Семинар 3. Украина и Московское государство: конфликт политических культур

? Материалы к семинару:

? «Мартовские статьи» 1654 года.

? Западные окраины Российской империи. – М., 2006. – С. 11-62.

? Яковенко Н. Очерк истории Украины в Средние века и раннее Новое время. – М., 2012. – С. 5-27, 407-482.

? Задание для самостоятельной работы при подготовке к семинару:

? Прочитайте материалы к семинару;

? Подготовьтесь к обсуждению материалов. В чем проявлялись различия в московской и украинской политических традициях в период вхождения Малороссии в состав Московского царства? Чем были вызваны «недопонимания» между двумя сторонами? Как бы вы описали процесс вхождения Малороссии в состав Московского царства – как добровольное вхождение, как аннексию, или как-то иначе?

?

? Лекция 8. Петр I

? Основные реформы Петра. Проблема революционности реформ/преемственности по отношению к XVII в. «Отец отечества» и зарождение петровского мифа и анти-мифа в XVIII в. Россия и Европа: Петр в воображение западноевропейских интеллектуалов XVIII в. Петр у «славянофилов» и «западников». Проблема цены реформ, работа П.Н. Милюкова.

?

? Семинар 4. Русский человек на пороге Нового времени.

? Материалы к семинару:

? «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»

? Лотман Ю.М. Очерки по истории русской культуры XVIII – начала XIX века. / Из истории русской культуры, том IV (XVIII – начало XIX века). – М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. – С.27-58.

? Успенский Б.А. Раскол и культурный конфликт XVIII века / Избранные труды, том I. Семиотика истории, семиотика культуры. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. – С. 477-519.

? Копии материалов будут предоставлены студентам в электронной форме

? Задание для самостоятельной работы при подготовке к семинару:

? Прочитайте материалы к семинару;

? Подготовьтесь к обсуждению материалов. Как Аввакум воспринимает происходящее вокруг и свою собственную судьбу? Что вы можете сказать о политической культуре данной эпохи на основании текста Аввакума?

?

? Лекция 9. «Просвещенная монархия» в России

? Петровское государство после Петра I. Послепетровская «нормализация», правление Анны Иоанновны. Крепостное право, армия и фискальная система России XVIII века. Сила и слабость российской монархии, проблема управляемости. Россия на пике могущества: расширение империи в эпоху Екатерины II. Реформы Екатерины II. Начало дискуссий о крепостном праве.

?

? Семинар 5. Петр I и его государство в русском общественном сознании

? Материалы к семинару:

? Погодин М. Петр Первый и национальное органическое развитие. // Петр Великий: pro et contra. Личность и деяния Петра I в оценке русских мыслителей и исследователей. М., 2003. С. 248-271.

? Пильняк Б. «Его величество Kneeb Piter Komandor» (любое издание)

? Волошин М. «Россия» («С Руси тянуло выстуженным ветром….»; любое издание)

? Кинофильм «Петр I» (реж. В.Петров, сценарий А. Толстой, 1937-38), ч. 1-2. Доступен в сети Интернет.

? Задание для самостоятельной работы при подготовке к семинару:

? Прочитайте материалы к семинару. Самостоятельно посмотрите кинофильм;

? Подготовьтесь к обсуждению материалов. Как меняется восприятие Петра на протяжении XIX-XX веков? Как изменения в образ Петра, представленном в прочитанных вами материалах, отражает политические события в России соответствующих эпох?

?

? Лекция 10. От «верховников» к «декабристам».

? Монархия и элита в XVIII веке. Ограничительная попытка 1730 года. Эпоха дворцовых переворотов. Манифест о вольности дворянства 1762 г. «Европеизированная» русская элита и государство: появление «общества» в конце XVIII века. Эхо Великой французской революции: изменение взаимоотношений между просвещенной элитой и государством. Декабристы. Мифология декабристов и декабризма в СССР и постсоветской России.

?

? Семинар 6. «Просвещенный абсолютизм» в России

? Материалы к семинару:

? Раев Марк. Регулярное полицейское государство в понятие модернизма в Европе XVII-XVIII веков: попытка сравнительного подхода к проблема» // Американская русистика: Вехи историографии последних лет. Императорский период: Антология / Сост. М. Дэвид-Фокс. – Самара: Издательство «Самарский университет», 2000. – С.48-779.

? Бецкой И.И. «Генеральное учреждение о воспитании юношества обоего пола», 1764 г. (фрагменты)

? «Наказ» Екатерины II (фрагменты).

? Копии материалов будут предоставлены студентам в электронной форме.

? Задание для самостоятельной работы при подготовке к семинару:

? Прочитайте материалы к семинару;

? Подготовьтесь к обсуждению материалов. Сопоставьте «Кондиции» и «Наказ». Как представляли себе их авторы возможное государственное устройство России? Как видит Екатерина II роль монархии и государства в России? Какие задачи она считает первоочередными? Какую роль она отводит дворянству и другим сословиям в реализации ее замыслов?

? Как видит Бецкой роль педагогики и школ в построении более совершенного социума в России? Как его текст соотносится с идеями, высказанными в «Наказе» Екатерины II?

?

? Лекция 11. Эпоха реакции? Общество и государство в России в эпоху Николая I.

? Ответы монархии и общества на восстание декабристов. Что такое «реакция»? Доктрина «официальной народности». Славянофилы и западники: происхождение терминов, происхождение интеллектуальных течений. «Славянофильство» как часть общеевропейской интеллектуальной традиции. «Изобретение» русской крестьянской общины. Обсуждение «крестьянского вопроса в эпоху Николая I.

?

? Семинар 7. Работа с источниками и приемы научной полемики в истории (1).

? Задание для самостоятельной работы при подготовке к семинару:

? Самостоятельно найдите 3 научных статьи по одной из проблем российской истории до 1800 года. Условия: а) статья должна быть впервые опубликована не ранее 2000 г.; б) тема статьи должна примерно совпадать с первой буквой вашей фамилии; в) статьи должны быть написаны разными авторами.

? Напишите письменную рецензию на эти статьи общим объемом 4-5 страниц (шрифт Times New Roman, фонт 12, двойной интервал). Рецензия должна содержать: а) обоснование научности статьи и оценку ее качества); б) анализ того, какие источники и как использует автор; в) анализ того, как именно рецензируемые авторы полемизируют друг с другом и с другими авторами (какими именно)?

? Приготовьтесь выступить на семинаре с кратким сообщением на основе вашей рецензии.

? Тексты рецензий должны быть сданы перед началом семинара (не забудьте подписать их и привести корректные ссылки на рецензируемые работы).

?

? Семинар 8. Славянофилы и западники.

? Материалы к семинару:

? Герцен А.И. Былое и думы. Т. 1. Глава XXIX. «Наши», глава XXX «Не наши». С. 409-463.

? Герцен А.И. «Русский народ и социализм».

? Цимбаев Н.И. Московские споры либерального времени… // Русское общество 40-50-х годов XIX века. Ч. 1. Записки А.И. Кошелева. М., 1992. С. 3-43.

? К. С. Аксаков. «О внутреннем состоянии России».

? К.Д. Кавелин, «Взгляд на русскую поземельную общину» (фрагменты)

? Копии материалов будут предоставлены студентам в электронной форме.

? Задание для самостоятельной работы при подготовке к семинару:

? Прочитайте материалы к семинару;

? Подготовьтесь к обсуждению материалов. Как представляли себе декабристы возможное государственное устройство России? В чем состояли разногласия между ними?

?

? Раздел 2: История России с 1855 г. до настоящего времени (4 модуль)

?

? Лекции 12 и 13. Великие реформы

? Взаимосвязь внутренней и внешней политики. Россия как «жандарм Европы» и происхождение Крымской войны. Ход Крымской войны и реакция русского общества на поражение. Царствование Николая I: попытки реформ и их ограниченность. Элементы технологической модернизации.

? Корни «Великих реформ»: роль Крымской войны, роль молодого поколения «просвещенных бюрократов» николаевского царствования. Было ли крепостное право экономически невыгодно? Ключевые реформы. Отмена крепостного права. Военная реформа. Судебная реформа. Планировал ли Александр II введение конституции? Контрреформы после смерти Александра II.

?

? Лекция 14. «Россия, которую мы потеряли»? Было ли устойчивым экономическое и политическое развитие России в XIX и начале XX века?

? Экономическое развитие Российской империи во второй половине XIX века. Концепция «авторитарной модернизации». Экономическая политика Витте и Столыпина. Падал ли или рос уровень жизни подданных русского царя на протяжении последнего века существования империи? Город и деревня: диспропорции экономического развития. Успехи и провалы экономической и политической модернизации Российской империи в массовом сознании и научной литературе.

?

? Лекция 15. «Тюрьма народов»? Российская империя и ее национальные окраины.

? Российская империя как династическая монархия. Модели имперской экспансии: интеграция местных элит. Религиозная терпимость. Завоевание Прибалтики, разделы Польши. Континентальные и трансконтинентальные империи в мировой истории Нового времени. Зачем европейским державам нужны были колонии? Были ли колониями национальные окраины Российской империи? Экономические отношения центра и периферии: кто за чей счет жил? Происхождение и смысл национализмов в Европе и России.

?

? Лекция 16. Первая мировая война и революция 1917 года: случайное и закономерное.

? «Конец прекрасной эпохи»: Великая война как могильщик империй. Причины и ход войны. Насколько успешно Россия воевала? От «февраля» к «октябрю» 1917 года, разгон Учредительного собрания. От эйфории через террор к военной диктатуре: была ли Российская революция уникальной или типичной?

?

? Семинар 9. Уровень жизни жителей России в XIX – начале XX веков: образы, мифы и факты

? Материалы к семинару:

? Миронов Б.Н. Благосостояние населения и революции в имперской России: XVIII — начало XX века. – М., 2012. – С. 13-23, 563-661, 689-704.

? «Россия, которую мы потеряли». Документальный фильм С. Говорухина (1992)

? Лекция А. Маркевича «Экономика Российской империи и русская революция 1917 г.» http://www.youtube.com/watch?v=nSHLVVtr6HI

? Давыдов М. А. Двадцать лет до Великой войны: российская модернизация Витте-Столыпина. М., 2016. С. 477—579.

? Задание для самостоятельной работы при подготовке к семинару:

? Прочитайте материалы к семинару. Самостоятельно посмотрите кинофильм и лекцию;

? Подготовьтесь к обсуждению материалов. Кого, как и насколько успешно «догоняла» Россия накануне революции 1917 года?

?

? Лекция 17. Почему и как большевики выиграли Гражданскую войну?

? Основные черты и характеристики Гражданских войн в Новой истории: США. Мексика. Россия. Кто начал российскую Гражданскую войну? Брестский мир. Расстановка сил. Роль союзников: миф об интервенции. Гражданская война в Украине. Красный и белый террор: оценка масштабов. «Военный коммунизм». Почему большевикам удалось советизировать Закавказье и Среднюю Азию, но не Прибалтику, Польшу и Финляндию? Основные итоги Гражданской войны: нэп, однопартийная диктатура, внешнеполитическая изоляция.

?

? Семинар 10. Работа с источниками и приемы научной полемики в истории (2).

? Задание для самостоятельной работы при подготовке к семинару:

? Самостоятельно найдите 3 научных статьи по одной из проблем российской/советской истории после 1800 года. Условия: а) статья должна быть впервые опубликована не ранее 2000 г.; б) тема статьи должна примерно совпадать с первой буквой вашей фамилии; в) статьи должны быть написаны разными авторами.

? Напишите письменную рецензию на эти статьи общим объемом 4-5 страниц (шрифт Times New Roman, фонт 12, двойной интервал). Рецензия должна содержать: а) обоснование научности статьи и оценку ее качества); б) анализ того, какие источники и как использует автор; в) анализ того, как именно рецензируемые авторы полемизируют друг с другом и с другими авторами (какими именно)?

? Приготовьтесь выступить на семинаре с кратким сообщением на основе вашей рецензии.

? Тексты рецензий должны быть сданы перед началом семинара (не забудьте подписать их и привести корректные ссылки на рецензируемые работы).

?

? Лекция 18. Противоречия и парадоксы внутренней политики 1920 – начала 1950-х годов.

? От «военного коммунизма» к НЭПу. Противоречия нэпа. Борьба идей, программ, личностей внутри партии: почему Сталин победил? «Большой террор»: загадки и объяснения. Был ли Сталин «эффективным менеджером»? Сталинская экономика

?

? Семинар 11. Гражданская война: историческая реальность и политика памяти

? Материалы к семинару:

? Кинофильм «Чапаев» (1934).

? Кинофильм «Служили два товарища» (1968).

? А.И. Миллер. «Политика исторической памяти как основа формирования коллективной идентичности и воспитания деятельного патриотизма» (фрагмент). Копии материалов будут предоставлены студентам в электронной форме..

? Роиже, Хавьер. «Музеология и память о прошлом: образы Гражданской войны в экспозициях испанских музеев» // Вопросы музеологии. 2013. №1 (7). С.100-115.

? Задание для самостоятельной работы при подготовке к семинару:

? Прочитайте материалы к семинару;

? Живут ли авторы двух фильмов в одном общем или конкурирующих «мифах» о революции/Гражданской войне? Каковы основные черты этого (или этих) мифов? Как изображаются белые и красные в двух фильмах? Чем, на ваш взгляд, объясняется эта эволюция?

? Каковы современные массовые представления о Гражданской войне? Как они связаны с мифами, бытовавшими в СССР и в эмиграции? Каково отношение современной российской власти к Гражданской войне?

? Сравните политику памяти о войне в Испании и в современной России. Что в современной России мешает внедрению идеологии «примирения» и «национального единства», которое предлагает реализовать А.И. Миллер?

?

? Лекция 19. СССР во Второй мировой войне: от пакта Риббентропа-Молотова до Потсдамской конференции

? СССР, Лига наций и нацистская Германия в 1933-1938 годах. Участие СССР в Гражданской войне в Испании. Мюнхенский сговор и позиция СССР. Коммунистический режим и нацизм. Пакт Молотова-Риббентропа: предыстория, секретный протокол, оценка в третьих странах. Современные споры вокруг пакта. Готовился ли СССР к наступательной войне против Германии в 1939-1941 гг.? Миф «Ледокола». Начало войны: причины катастрофических поражений Красной армии в 1941-1942 годах. Коллаборационизм. Партизанское движение. Ленд-лиз. Внутренняя политика в воюющей стране. Сталин и Православная церковь в годы войны. Символы имперского времени. Решения Ялтинской конференции. Итоги войны. Вопрос о потерях. Война в исторической памяти в нашей стране и за ее пределами.

?

? Семинар 12. Революционная цивилизация 1920-х годов и «сталинский ампир» 1930-1940-х: логика трансформации.

? Материалы к семинару:

? Материалы курса «Архитектура как средство коммуникации»

? http://arzamas.academy/materials/465

? http://arzamas.academy/episodes/93

? http://arzamas.academy/episodes/96

? http://arzamas.academy/materials/504

? 2. Паперный В. Культура 2. — М., 1996. Копии материалов будут предоставлены студентам в электронной форме.

? Задание для самостоятельной работы при подготовке к семинару:

? Прочитайте материалы к семинару. Самостоятельно посмотрите видеоматериалы;

? Как бы вы описали изменения в советской культуре 1930х годов?

?

? Лекция 20. «Оттепель» в СССР и «холодная война» в глобальном масштабе.

? Хрущевская «оттепель» как попытка модернизации сталинской системы: достижения и провалы. Причины и обстоятельства отставки Н.С. Хрущова. Потсдамско-Ялтинская система и контроль СССР за восточноевропейскими странами. «Доктрина Брежнева». Геополитическое соперничество за пределами Европы.

?

? Семинар 13. Война за пределами фронта: в советскому тылу и на оккупированных территориях.

? Материалы к семинару:

? Диалог о книге. «Блокадная этика» С.В. Ярова // Российская история. – 2014. № 4. – С. 3-43.

? Будницкий О.В., Зеленина Г.С. Идейный коллаборационизм в годы Великой Отечественной войны // «Свершилось. Пришли немцы!» Идейный коллаборационизм в СССР в период Великой Отечественной войны. – М., 2013. – С. 4-62.

? Осипова Л. Дневник коллаборантки // «Свершилось. Пришли немцы!» Идейный коллаборационизм в СССР в период Великой Отечественной войны. – М., 2013. – С. 63-175.

? Задание для самостоятельной работы при подготовке к семинару:

? Прочитайте материалы к семинару;

? Какую картину повседневной действительности рисует дневник Л. Осиповой и книга С.В. Ярова? В чем дневник коллаборантки и источники Ярова – дневники жителей блокадного Ленинграда – можно сопоставить, а в чем противопоставить?

? Какие проблемы ставят и решают историки на основе анализа данных источников? Каков информационный потенциал этих источников и каковы аналитические категории и парадигмы, позволяющие этот потенциал раскрыть?

? На основании прочитанного – как в работе историка соотносятся научные цели и морально-этические принципы?

?

? Лекция 21. Сопротивление режиму в СССР: формы, идеология, результаты

? Возможен ли был протест в СССР в период диктатуры Сталина? Массовые беспорядки в СССР, 1953-1984. Репрессии, контроль и принуждение: эволюция целей, техник и практик. Диссидентское движение: масштаб, идеология, эффект. Национальные движения в СССР.

?

? Семинар 14. Жизнь в позднем СССР: Конформизм.

? Материалы к семинару:

? Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. М., 2014. (Фрагменты). Копии материалов будут предоставлены студентам в электронной форме.

? Кинофильм Карена Шахназарова «Курьер» (1986, Мосфильм).

? Задание для самостоятельной работы при подготовке к семинару:

? Прочитайте материалы к семинару. Самостоятельно посмотрите фильм;

? В чем заключались принципиальные отличия ситуации последних десятилетий СССР от сталинской эпохи? Возможно ли было восстановить «сталинизм»? Обоснуйте ответ;

? Попробуйте описать фильм «Курьер» с точки зрения дискурсивных практик, описанных в книге (с конкретными эпизодами из фильма и использованием терминологии Юрчака);

? Попробуйте опросить своих родных об их воспоминаниях по поводу «эпохи застоя» (1970-1985 гг.) Совпадают ли их воспоминания с описанной Юрчаком картиной?

? Каким образом, на Ваш взгляд, описанные Юрчаком процессы повлияли на распад СССР? Как они отозвались в 1990-х гг.? Насколько описанный Юрчаком образ мысли и образ жизни сопоставим с тем, как живет современная российская молодежь? Что изменилось, а что напоминает описанное Юрчаком?

?

? Лекция 22. От «оттепели» к «застою»: почему советский режим оказался в тупике?

? Советская плановая экономика: была ли она эффективна? Догонял ли СССР западные страны в 1950-1980-х гг. или наоборот, все больше от них отставал? Экономическое положение СССР к середине 1980-х гг. Экономические объяснения распада СССР.

?

? Семинар 15. Жизнь в позднем СССР: Протест.

? Материалы к семинару:

? Вячеслав Бахмин. «О роли самиздата в судьбе человека» http://igrunov.ru/vin/vchk-vin-dissid/smysl/1058065392/1188195368.html

? Андрей Миронов. «В конце концов, они решили, что я – шпион» http://www.igrunov.ru/vin/vchk-vin-dissid/smysl/1058065392/1149866143.html

? Петр Старчик. О том, как бороться с советской властью при помощи поездов, крысоловки и игрушечной типографии http://www.igrunov.ru/vin/vchk-vin-dissid/smysl/1058065392/1138049111.html#f1

? Андрей Амальрик. «Записки диссидента». Копии материалов будут предоставлены студентам в электронной форме.

? Фильм «Анатомия процесса» (Андрей Лошак, 2013).

? Вессье С. «За вашу и нашу свободу!» Диссидентское движение в России. — М. : Новое литературное обозрение, 2015. (Фрагменты). Копии материалов будут предоставлены студентам в электронной форме.

?

? Задание для самостоятельной работы при подготовке к семинару:

? Прочитайте материалы к семинару. Самостоятельно посмотрите видеоматериалы;

? Какие виды литературы считались в СССР «нелегальными»? Кто, как и с какими целями распространял эту литературу? Проанализируйте связь «самиздата» с диссидентским движением;

? Сыграли ли, на ваш взгляд, «самиздат» и диссидентское движение какую-либо роль в распаде СССР? Если да, то какую? Попробуйте реконструировать отношение обычных советских людей к диссидентам. Как боролись с диссидентами советские карательные органы?

?

? Лекция 23. Перестройка и распад СССР: причины, интерпретации, последствия

? Путь наверх: партийная карьера М.С. Горбачева. Программа реформ. «Ускорение». Перестройка. Гласность. Экономический и политический кризис. Крах Ялтинско-Потсдамской системы. ГКЧП. Беловежские соглашения. Конец 1991 года: коллапс экономики и программа реформ. Мировоззрение и карьера Б.Н. Ельцина. Егор Гайдар и «молодые реформаторы». Оппозиция реформам. Политический кризис 1993 года. Новая конституция России. Особенности российского «капитализма» 1990-х годов.

?

? Семинар 16. Распад СССР: был ли он неизбежен?

? Материалы к семинару:

? Коткин С. Отмененный Армагеддон. Распад СССР, 1970-2000. – Введение. Главы 1-3, 5.

? Гайдар Е., Чубайс А. Развилки новейшей истории России. СПб., 2011. С. 24-68.

? Черняев А.С. Совместный исход. Дневник двух эпох. 1972—1991 годы. — М, 2010. (Фрагменты).

? Задание для самостоятельной работы при подготовке к семинару:

? Прочитайте материалы к семинару;

? В чем заключались принципиальные условия и ограничения при проведении социально-экономических реформ накануне и сразу после распада СССР по Коткину и Гайдару? Одинаково ли авторы аргументируют свою точку зрения на этот вопрос?;

? Какова роль идеологии (или разных идеологий) в распаде СССР и в создании «новой России»?;

? Какие из проблем 1980-1990-х гг. актуальны в современной России?

?

?

? Образовательные технологии

? Данная дисциплина преподается в форме лекций и семинарских занятий. В процессе занятий студенты знакомятся с рекомендуемой литературой, обсуждают ее в аудитории, представляют рецензии и рефераты, выполняют домашние задания по библиографическому описанию и реферированию, осуществляют самостоятельный поиск литературы и источников по теме семинара.

?

? Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента.

? Вопросы для оценки качества освоения дисциплины и задания для итогового контроля

? Исторические источники, типы источников и методы их использования.

? Архивы и работа с архивными документами.

? Важнейшие источники по ранней истории древнерусской государственности.

? Спор «норманистов» с «антинорманистами». Версии происхождения слова «Русь». Возникновение древнерусского государства как научная проблема.

? Распад Древнерусского государства. Нашествие монголов.

? Взаимоотношения Северо-Восточной Руси с Ордой, Москва в системе вассальных отношений Орды. Александр Невский: между Тевтонским орденом и Ордой, интерпретация выбора.

? Проблема заимствования ордынских политических институтов.

? Северо-Восточная Русь в эпоху монгольского ига. Москва и ее конкуренты.

? Основные события царствования Ивана Грозного. «Ранний» и «поздний» Иван. Опричнина и ее возможные причины.

? Новгородская республика, ее политическое устройство и место среди средневековых европейских городов-республик.

? Великое княжество Литовское как русское государство.

? Русские, «руськие», русины: терминология и этническая идентичность.

? Присоединение Левобережной Украины к Московии. Украинское влияние в русской культуре XVIIXVIII веков.

? Ключевые политические новации в России XVII века. Смута, роль земских соборов и установление абсолютизма Романовых. «Новые люди»: изменения в составе правящего класса. Установление крепостного права.

? Военные новации в России XVII веке: «полки нового строя», привлечение иностранцев на службу Московским царством.

? Церковные реформы в России XVII века и раскол.

? Основные реформы Петра I. Проблема революционности реформ и их преемственности по отношению к XVII в.

? Петр I как «Отец отечества» и зарождение петровских мифа и анти-мифа в XVIII в. Россия и Европа: Петр I в воображении западноевропейских интеллектуалов XVIII в. Петр I у «славянофилов» и «западников». Проблема цены реформ, работа П.Н. Милюкова.

? Петровское государство после Петра I. Крепостное право, армия и фискальная система России XVIII века.

? Россия на пике могущества: расширение империи в эпоху Екатерины II. Реформы Екатерины II.

? Монархия и элита в XVIII веке. Ограничительная попытка 1730 года. Эпоха дворцовых переворотов. Манифест о вольности дворянства 1762 г. «Европеизированная» русская элита и государство: появление «общества» в конце XVIII века.

? Декабристы. «Конституция» Никиты Муравьева и «Русская правда» Павла Пестеля.

? Ответы монархии и общества на восстание декабристов. Доктрина «официальной народности».

? Славянофилы и западники: происхождение терминов, происхождение интеллектуальных течений. «Славянофильство» как часть общеевропейской интеллектуальной традиции. Дискуссии о крестьянском вопросе во второй половине XVIII — первой половине XIX вв. «Изобретение» русской крестьянской общины. Обсуждение «крестьянского вопроса в эпоху Николая I.

? Царствование Николая I: попытки реформ и их ограниченность. Элементы технологической модернизации.

? Взаимосвязь внутренней и внешней политики. Россия как «жандарм Европы» и происхождение Крымской войны. Ход Крымской войны и реакция русского общества на поражение.

? Корни «Великих реформ»: роль Крымской войны, роль молодого поколения «просвещенных бюрократов» николаевского царствования.

? Ключевые реформы Александра II. Отмена крепостного права. Военная реформа. Судебная реформа.

? Экономическое развитие Российской империи во второй половине XIX – начале ХХ века. Экономическая политика Витте и Столыпина.

? Российская империя как династическая монархия. Модели имперской экспансии: интеграция местных элит. Экономические отношения центра и периферии.

? Причины и ход Первой мировой войны. Насколько успешно Россия воевала?

? От «февраля» к «октябрю» 1917 года. Разгон Учредительного собрания.

? Основные черты и характеристики Гражданских войн в Новой истории: США. Мексика. Россия. Основные итоги Гражданской войны: НЭП, однопартийная диктатура, внешнеполитическая изоляция.

? От «военного коммунизма» к НЭПу. Противоречия НЭПа. Борьба идей, программ, личностей внутри партии: почему Сталин победил?

? «Большой террор»: загадки и объяснения.

? Был ли Сталин «эффективным менеджером»? Сталинская экономика

? СССР, Лига наций и нацистская Германия в 1933-1938 годах. Участие СССР в Гражданской войне в Испании. Мюнхенский сговор и позиция СССР. Пакт Молотова-Риббентропа: предыстория, секретный протокол, оценка в третьих странах. Современные споры вокруг пакта.

? Начало Великой Отечественной войны: причины катастрофических поражений Красной армии в 1941-1942 годах. Решения Ялтинской конференции. Итоги войны. Вопрос о потерях.

? Вторая Мировая война в исторической памяти в России и за ее пределами.

? Коллаборационизм и современные споры вокруг него.

? Репрессии, контроль и принуждение в СССР: эволюция целей, техник и практик. Диссидентское движение в СССР: масштаб, идеология, эффект. Национальные движения в СССР.

? Советская плановая экономика: была ли она эффективна? Догонял ли СССР западные страны в 1950-1980-х гг. или наоборот, все больше от них отставал? Экономическое положение СССР к середине 1980-х гг. Экономические объяснения распада СССР.

? Перестройка и распад СССР: причины, интерпретации, последствия

? Конец 1991 года: коллапс экономики и программа реформ. Мировоззрение и карьера Б.Н. Ельцина. Егор Гайдар и «молодые реформаторы». Оппозиция реформам. Политический кризис 1993 года. Новая конституция России. Особенности российского «капитализма» 1990-х годов.

?

?

? Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

?

? 10.1 Базовый учебник

? Шубин А.В., Данилевский И.Н., Земцов Б.Н. История России. Учебное пособие для студентов технических вузов. СПб., 2013.

? 10.2 Основная литература

? Административные реформы в России: история и современность. М., 2006.

? Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР. Новейший период. М., 2001. 

? Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989.

? Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVШ века. СПб., 1997.

? Баберовски Й. Красный террор. История сталинизма. М., 2007.

? Бойм С. Общие места. Мифология повседневной жизни. М., 2002.

? Верт Н. История Советского государства, 1900-1991. М., 2003.

? Городецкий Г. Роковой самообман. Сталин и нападение Германии на Советский Союз. М., 2009.

? Горский А.А. Москва и Орда: [Конец XIII — начало XVI вв.]. М., 2003.

? Горский А.А., Кучкин В.А., Лукин П.В., Стефанович П.С. Древняя Русь: очерки политического и социального строя. М., 2008.

? Готрелл П. Значение Великих реформ в истории экономики России // Великие реформы в России, 1856 -1874. М., 1992. С. 106-125.

? Грегори П. Политическая экономия сталинизма. М., 2008.

? Грегори П. Экономический рост Российской империи (конец XIX — начало XX в.): Новые подсчеты и оценки. М., 2003.

? Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.): Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999.

? Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII — XIV вв.): Курск лекций. М., 2001.

? Западные окраины Российской империи / под ред. М.Долбилова, А.Миллера. М., 2006.

? Зимин А.А. Витязь на распутье: феодальная война в России XV в. М., 1991.

? Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964.

? Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945-1964. М., 1993.

? Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953. М., 1999.

? Зубок В.М. Неудавшаяся империя: Советский Союз в холодной войне от Сталина до Горбачева. М., 2011.

? История России с начала XVIII до конца XIX века. Отв. ред. А.Н. Сахаров. М., 1996.

? Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. М., 1998.

? Каменский А.Б. «Под сению Екатерины»: вторая половина XVIII в. СПб., 1992.

? Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII в. М., 2001.

? Кобрин В.Б., Юрганов А.Л. Становление деспотического самодержавия в средневековой Руси: к постановке проблемы // История СССР. 1991. № 4.

? Козлов В.А. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе. Новосибирск, 1999.

? Коллман Н.Ш. Соединенные честью: Государство и общество в России раннего нового времени / пер. А.Б. Каменского. М., 2001.

? Кром М.М. «Вдовствующее царство»: Политический кризис в России 30-40-х годов XVI века. М., 2010.

? Курукин И.В. Эпоха «дворских бурь»: Очерки политической истории послепетровской России. Рязань, 2003.

? Кучкин В.А. Русь под игом: как это было? М., 1991.

? Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в XXIV вв. М., 1984.

? Левин М. Советский век. М., 2008.

? Люкс Л. История России и Советского Союза. От Ленина до Ельцина. М., 2009.

? Мадариага И., де. Россия в эпоху Екатерины Великой. М., 2002.

? Назаренко А.В. Древняя Русь и славяне (историко-филологические исследования). М., 2009.

? Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства: историко- географическое исследование; Монголы и Русь: история татарской политики на Руси. М., 2006.

? Наше Отечество. Опыт политической истории. Т. 1-2. М., 1991.

? Омельченко О.А. «Законная монархия» Екатерины Великой. М., 1993.

? Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993.

? Пихоя Р.Г., Журавлев С.В., Соколов А.К. История современной России. Десятилетие либеральных реформ: 1991-1999. М, 2011.

? Пихоя Р.Г., Соколов А.К. История современной России: Кризис коммунистической власти в СССР и рождение новой России, конец 1970-х-1991 гг. М., 2008.

? Правящая элита Русского государства IX — начала XVIII в.: Очерки истории / отв. ред. А.П. Павлов. СПб., 2004.

? Свердлов М.Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI — первой трети XIII вв. М., 2003.

? Северный Кавказ в составе Российской империи. М., 2007.

? Седов П.В. Закат Московского царства: Царский двор конца XVII века. СПб., 2008.

? Сибирь в составе Российской империи. М., 2007.

? Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в. «Смута». М., 1988.

? Соколов А.К. Принуждение к труду в советской экономике: 1930-е — середина 1950-х гг. // ГУЛАГ: Экономика принудительного труда. М., 2008.

? Станиславский А.Л. Гражданская война в России XVII в. М., 1990.

? Такман Б. Августовские пушки. Перевод с английского. М., 1972.

? Феннел Дж. Кризис средневековой Руси: 1200 – 1304. М., 1989.

? Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., 2010.

? Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город. 2-е изд. М., 2008.

? Фицпатрик Ш. Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 30-е годы. Деревня. М., 2008.

? Флоря Б.Н. Отношения государства и церкви у восточных и западных славян (эпоха средневековья). М., 1992.

? Флоря Б.Н. Иван Грозный. М.: Молодая гвардия, 1999.

? Хаустов В., Самуэльсон Л. Сталин, НКВД и репрессии 1936-1938 гг. М., 2009.

? Хлевнюк О.В. Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. М., 2010.

? Хлевнюк О.В. Сталин. Жизнь одного вождя. М.: Corpus, 2015.

? Хоскинг Дж. Россия: народ и империя. Смоленск, 2001.

? Центральная Азия в составе Российской империи. М., 2008.

? Цимбаев Н. И. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли XIX века. М., 1986.

? Юрганов А. Л. Категории русской средневековой культуры. М.: МИРОС, 1998.

? Материально-техническое обеспечение дисциплины

? При чтении лекций и проведении семинарских занятий используется профессиональная аудио и видео аппаратура, видеопроектор, персональный компьютер.

?

?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *