программа по основам кор. педагогики ИПКиПК



 

Тематический план

 

п/п

Наименования разделов, тем и форм текущей аттестации

Количество учебных часов

Этапы

Кафедра (цикловая комиссия)

Всего

распределение по видам занятий

аудиторные занятия

самостоятельная работа

лекции

практические занятия

семинарские занятия

круглые столы, тематические дискуссии

лабораторные занятия

деловые игры

тренинги

конференции

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Проблемное поле коррекционной педагогики

6

2

 

 

 

 

 

 

 

4

 

Социально-экономических и гуманитарных дисциплин ИПК и ПК

2

Основные группы детей с особенностями психофизического развития

9

4

1

 

 

 

 

 

 

4

 

3

Развитие системы специального образования в современных условиях

7

2

1

 

 

 

 

 

 

4

 

4

Основы теории и практики коррекционной работы

11

4

1

 

 

 

 

 

 

6

 

5

Организация педагогического общения с детьми с особенностями психофизического развития

7

2

1

 

 

 

 

 

 

4

 

Форма текущей аттестации

зачет

 

 

ВСЕГО

40

14

4

 

 

 

 

 

 

22

 

 

 

 

 

 

I. Введение

 

1.1.Цель преподавания дисциплины

Программа курса «Основы коррекционной педагогики» ставит своей целью формирование у слушателей целостного подхода к коррекционно-воспитательной работе с ребенком, имеющим особенности психофизического развития. В свое время Л.С. Выготский подчеркивал, что «надо воспитывать не слепого, но ребенка, прежде всего. Воспитывать же слепого и глухого, значит воспитывать глухоту и слепоту».

 

1.2. Задачи изучения дисциплины

овладение основными теоретическими понятиями и категориями;

осознание человеческого организма как единого целого с присущими ему психофизиологическими особенностями.

В рамках курса «Основы коррекционной педагогики» осуществляется первичное обобщение знаний и представлений об основных положениях дефектологии; соотношение биологического и социального, интеллекта и аффекта; психофизиологические основы коррекционной работы с аномальными детьми; механизмы переработки знаково-цифровой и образной информации; влияние отдельных соматических и нервно-психических заболеваний на работоспособность, обучаемость, воспитуемость учащихся и др.

При изучении данного курса у слушателей формируется интегративное видение основных проблем обучения, воспитания и развития, уточняется зависимость таких понятий, как «недостаток — дефект — аномалия».

Содержание программы отражает современный уровень развития коррекционной педагогики в странах СНГ и за рубежом.

 

1.3. Методы в обучении по дисциплине

чтение и обсуждение лекционного курса;

проведение семинарских, практических занятий;

проведение педагогических исследований в области коррекционной педагогики и обработка полученных данных;

анализ журнальных статей;

анонсирование статей;

изготовление стимульного и дидактического материалов;

написание сочинений, эссе;

выполнение рефератов;

подготовка тематических сообщений;

конспектирование первоисточников;

подготовка мульти-медийных презентаций;

самостоятельная работа слушателей.

 

Средства обучения дисциплине

1. Технические средства и оборудование в работе с детьми-инвалидами (мультимедийное оснащение).

1. Открытые уроки и воспитательные мероприятия в детских садах и школах для детей с ОПФР (CD и DVD-диски).

2. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011, № 243-3 (извлечения).

3. Постановление Министерства образования РБ от 25.07.2011 г. № 131 «Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи».

4. Образовательный стандарт. Высш. образование. Спец. П.04.04.00″Дефектология»с доп. спец. П.04.04.12 «Логопедия, пед. и метод. нач. обуч.», П.04.04.16 «Логопедия,практ.психология«, П.04.04.21 «Олигофренопед., психология и пед. дошк.», П.04.04.22 «Олигофренопед., логопедия», П.04.04.23 «Олигофренопед., практ. психол.» = Адукацыйны стандарт. Вышэйш. адукацыя. Спец. П.04.04.00 «Дэфекталогiя» з дадатк. спец. П.04.04.12 «Лагапедыя, пед. i метод. пачатк. навуч.», П.04.04.16 «Лагапедыя, практ. псiхал.», П.04.04.21 «Алiгафрэнапед., псiхал. i пед. дашк.», П.04.04.22 «Алiгафрэнапед., лагапедыя» : РД РБ 02100.5.099-98 : утв. и введ. в действие приказом Министра образования РБ от 30.12.1998 № 697 / БГПУ им.М.Танка; Сост. Алексина Л.И., Тихонов Л.Н., Кобяк С.В.и др. — Мн. : Министерство образования Республики Беларусь, 2001. — 155с. — В надзаг.: Руководящий документ Республики Беларусь.

5. Интерактивные методы обучения. Мультимедийные слайды (82 слайда).

6. Сборник контрольных заданий по коррекционной педагогике и психологии / Под общ. ред. С.Л. Богомаза. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова, 2007. – 121 с.

7. Лауткина С.В. Основы коррекционной педагогики: курс лекций. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова – 211 с.»

8. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития / Сост. В. Астапов. – Международная педагогическая академия, 1995. – 264 с.

9. Мультимедийные презентации по темам курса.

10. Структурно-логические схемы.

11. Задачи и упражнения.

12. Глоссарий по всем темам курса.

13. Тестовые задания для контроля знаний.

 

1.5. Требования к результатам обучения

 

В результате изучения дисциплины слушатели должны знать:

о соотношении общего и специального в теории и практике обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития;

о процессах и проблемах общественной жизни страны, их влияние на социальное положение лиц с особенностями психофизического развития;

об основных нормативно-правовых и законодательных документах, относящихся к сфере специального образования, о их значении для развития;

об основных международных документах по проблемам коррекционной педагогики;

об особенности психики детей с особенностями психофизического развития.

 

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

подбирать адекватные предполагаемому диагнозу методики, конструировать собственные методики на основе использования элементов существующих;

планировать и организовывать работу в образовательной, социальной, общественной сферах, связанных с коррекционной педагогикой;

использовать знания об особенностях психики лиц с особенностями психофизического развития в коррекционно-воспитательной работе;

осуществлять мероприятия, направленные на предупреждение и коррекцию отклонений в психофизическом развитии.

 

В результате изучения дисциплины студенты должны владеть:

основными теоретическими понятиями и терминами в области коррекционной педагогики;

процедурой диагностики обучаемости, воспитуемости лиц с особенностями психофизического развития.

 

II. Содержание программы

2.1. Наименование тем лекционных занятий и их содержание

Наименование раздела, темы

Содержание

1

2

3

1

Проблемное поле коррекционной педагогики

Предмет и объект изучения, категориальный аппарат коррекционной педагогики. Понятия нормы, патологии и сходных с ними явлений и состояний. Предметные области коррекционной педагогики. Общее и специфическое в содержании родственных наук.

Ведущие социокультурные идеи, определяющие развитие специального образования на современном этапе («единое общество для всех», «социальная полезность и человеческое достоинство», «безбарьерный мир», «жизненная компетентность», «независимый образ жизни», «социальная мобильность»).

Цель и основные задачи специального образования. Основные современные подходы к специальному образованию: аксиологический, профилактиче­ский, междисциплинарный, международный.

Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специального образования: оказание ранней комплексной помощи, создание широкого и разнообразного спектра специальных образовательных услуг, инклюзивное образование, обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями, разработка и внедрение новейших информационных технологий и др.

2

Основные группы детей с особенностями психофизического развития

Проблема терминологии и классификаций психических и физических на­рушений. Общая характеристика нарушений по типу развития. Основные при­чины нарушений.

Республиканский банк данных о детях с особенностями психофизичес­кого развития. Организация учета детей, нуждающихся в специальном образо­вании.

Понятие «особые образовательные потребности». Определение особых образовательных потребностей для детей с нарушением слуха, зрения, речи, с интеллектуальной недостаточностью, с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психиче­скими нарушениями.

Проблема содержания специального образования и особенности процесса обучения и воспитания. Дифференцированные программные требования. Индивидуальные планы и программы. Построение «обходных путей» обучения.

3

Развитие системы специального образования в современных условиях

Трансформирование системы специального образования на современном этапе. Законодательно-нормативная база системы специального образования в Республике Беларусь. Вертикальная и горизонтальная структура системы. Типы специальных школ. Показания и противопоказания к организации образовательного процесса в условиях специальной школы (школы-интерната).

Варианты специального образования: цензовое — нецензовое — абилита ционное образование.

Организационно-структурные преобразования системы специального образования. Приближение коррекционной помощи по месту жительства. Интеграционные тенденции в образовании лиц с особенностями психофизического развития. Формы получения специального образования.

4

Основы теории и практики коррекционной работы

Коррекционная направленность образовательного процесса детей с особенностями психофизического развития. Сущность понятий «коррекция» и «компенсация», их виды и взаимосвязь. Коррекционные системы Э. Сегена, М. Монтессори, О. Декроли, Л.С. Выготского, А.Н. Граборова и др.

Значение ранней коррекции в формировании и развитии личности. Опре­деление содержания работы на диагностической основе. Роль семьи в воспитании ребенка с особенностями психофизического развития.

Основные направления и средства коррекции. Цель коррекции развития сенсорной сферы. Познавательные возможности органов зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Основные функции. Сенсорные эталоны. Базальная стимуляция. Развитие деятельности анализаторов: типичные игры, задания и упражнения. Полисенсорный подход и сенсорная интеграция. Роль двигательной активности в развитии детей с ОПФР. Средства развития общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Значение развития познавательных функций для коррекционновоспитательной деятельности. Учебные цели по коррекции интеллектуального развития. Основы работы по педагогической коррекции развития мышления, памяти, речи. Соотношение интеллекта и аффекта (по Л.С. Выготскому). Задачи, организация, средства коррекции и приемы работы педагога по эмоциональному развитию учащихся.

Цель коррекции развития личности и условия ее достижения. Основные направления в воспитательной работе. Подготовка к выполнению социальных ролей. Формирование социального опыта и навыков социального взаимодействия.

5

Организация педагогического общения с детьми с особенностями психофизического развития

Виды, функции общения. Причины нарушения общения. Системы и средства коммуникации. Альтернативная и поддерживающая коммуникация. Дактилология и жестовая речь, система Брайля, пиктограмно-идеограмное общение. Этапы организации общения с ребенком. Модели поведения и коммуни­кативные педагогические действия: организационные; реактивные; действия- требования; действия-отклики. Варианты создания продуктивной рабочей обстановки в учебной группе.

2.2. Наименование тем практических (семинарских) занятий и их содержание

Наименование раздела, темы

Содержание

1

Основные группы детей с особенностями психофизического развития

1. Проблема терминологии и классификаций психических и физических нарушений.

2. Причины нарушений.

3. Понятие «особые образовательные потребности». Определение особых образовательных потребностей для детей с нарушением слуха, зрения, речи, с интеллектуальной недостаточностью, с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психиче­скими нарушениями.

4. Проблема содержания специального образования и особенности процесса обучения и воспитания. Дифференцированные программные требования. Индивидуальные планы и программы. Построение «обходных путей» обучения.

2

Развитие системы специального образования в современных условиях

1. Трансформирование системы специального образования на современном этапе.

2. Законодательно-нормативная база системы специального образования в Республике Беларусь.

3. Вертикальная и горизонтальная структура системы.

4. Типы специальных школ. Показания и противопоказания к организации образовательного процесса в условиях специальной школы (школы-интерната).

5. Варианты специального образования: цензовое — нецензовое — абилита ционное образование.

6. Организационно-структурные преобразования системы специального образования. Приближение коррекционной помощи по месту жительства.

7. Интеграционные тенденции в образовании лиц с особенностями психофизического развития. Формы получения специального образования.

3

Основы теории и практики коррекционной работы

1. Коррекционная направленность образовательного процесса детей с особенностями психофизического развития.

2. Сущность понятий «коррекция» и «компенсация», их виды и взаимосвязь.

3. Коррекционные системы Э. Сегена, М. Монтессори, О. Декроли, Л.С. Выготского, А.Н. Граборова и др.

4. Значение ранней коррекции в формировании и развитии личности. Определение содержания работы на диагностической основе.

5. Роль семьи в воспитании ребенка с особенностями психофизического развития.

6. Основные направления и средства коррекции. Цель коррекции развития сенсорной сферы. Познавательные возможности органов зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Основные функции.

7. Роль двигательной активности в развитии детей с ОПФР. Средства развития общей, мелкой и артикуляционной моторики.

8. Значение развития познавательных функций для коррекционновоспитательной деятельности.

9. Цель коррекции развития личности и условия ее достижения. Подготовка к выполнению социальных ролей. Формирование социального опыта и навыков социального взаимодействия.

5

Организация педагогического общения с детьми с особенностями психофизического развития

1. Виды, функции общения. Причины нарушения общения.

2. Системы и средства коммуникации.

3. Альтернативная и поддерживающая коммуникация.

4. Дактилология и жестовая речь, система Брайля, пиктограмно-идеограмное общение.

5. Этапы организации общения с ребенком. Модели поведения и коммуни­кативные педагогические действия: организационные; реактивные; действия- требования; действия-отклики.

6. Варианты создания продуктивной рабочей обстановки в учебной группе.

 

2.3. Самостоятельная работа слушателей

 

Тема: Проблемное поле коррекционной педагогики

Вопросы и задания

1. Расскажите о предмете и задачах коррекционной педагогики.

2. Представьте в виде схемы внутрисистемные и межсистемные связи коррекционной педагогики.

3. Представьте в виде таблицы актуальные проблемы современной коррекционной педагогики.

4. Составить глоссарий основных понятий по теме «Коррекционная педагогика».

5. Объясните следующее утверждение: «Основное право инвалида – не быть инвалидом».

6. Познакомьтесь и обсудите в группе слушателей положения Кодекса Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011, № 243-3.

7. Подготовьте сообщения о жизни выдающихся людей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

8. Соберите данные об организации специального образования лиц с ОПФР в своем городе или районе.

 

Тема: Основные группы детей с особенностями психофизического развития

Вопросы и задания

1. Познакомьтесь с МКБ-10. Законспектируйте рубрики МКБ-10, касающиеся речевой патологии (интеллектуальной недостаточности, сенсорных и двигательных нарушений).

2. Расскажите об основных аспектах изучения детей с ОПФР.

3. Представьте в виде таблицы клинико-психолого-педагогические характеристики основных категорий детей с ОПФР.

      4. Какие средства и формы воспитания, на ваш взгляд, наиболее эффективны для конкретной категории детей с отклонениями в развитии? Обоснуйте свой ответ.

      5. Что общего и что отличного в воспитательном процессе массовой и специальной школы?

6. В соответствии с показателями воспитанности выделите конкретные полярные качества, характеризующие направленность личности, нравственность, самосознание, волевые усилия, умственное развитие, эмоциональность, трудолюбие.

 

Тема: Развитие системы специального образования в современных условиях

Вопросы и задания

1. Проведите сравнительный анализ понятий, характеризующих интегративные процессы в образовании детей с ОПФР: «виды», «формы», «модели», «варианты».

2. Продолжите высказывание: «В основу концепции «нормализации» положена идея о том, что …»

3. Перечислите достоинства и недостатки интегрированного обучения

Достоинства

Недостатки

 

 

4. Вставьте пропущенные слова: «Основной принцип интегративной педагогики – как можно … … и как можно … … дифференциации».

5. Вставьте пропущенное слово: «Совместное обучение глухих и слабослышащих является примером … формы интеграции».

6. Установите соответствие между названием модели отношения к людям с ограниченными возможностями и их содержанием:

а) «больной человек»

 

1) люди с отклонениями в развитии – неполноценные существа

б) «недочеловек»

2) общество несет ответственность за более полное развитие ребенка

в) «угроза обществу»

3) люди с ограниченными возможностями – больные люди, нуждающиеся в лечении

г) «объект жалости»

4) содержание лиц с отклонениями в развитии – экономическое бремя

д) «объект обременительной благотворительности»

5) люди с ограниченными возможностями нуждаются в обособлении от общества, создании комфортной среды обитания

е) «развитие»

6) люди с ограниченными возможностями могут нанести материальный и моральный ущерб обществу

7. Познакомьтесь с мировым опытом создания сети учреждений для людей с особенностями психофизического развития. Обсудите полученные результаты в группе слушателей, представьте в виде схемы или таблицы.

8. В чем педагогическая суть новых информационных технологий?

9. Какие функции может выполнять компьютерная техника в специальном образовании?

10. Перечислите недостатки и нарушения, которые могли бы быть скомпенсированы с помощью компьютерных технологий.

 

Тема: Основы теории и практики коррекционной работы

Вопросы и задания

1. Какие функции выполняет сенсорика?

2. Разведите понятия «сенсорное развитие», «сенсорная культура», «сенсорное воспитание».

3. Покажите все возможные пути осуществления полисенсорного подхода при формировании обобщающих понятий.

4. В чем состоит принципиальное отличие полисенсорного подхода от метода сенсорной интеграции?

5. Разработайте примерные задания и упражнения на основе метода сенсорной интеграции.

6. В чем состоит основная причина сенсорных дисфункций?

7. Подготовить рефераты на тему: «Принципиальное отличие полисенсорного подхода от метода сенсорной интеграции», «Коррекция сенсорики», «Коррекция моторики», ««Коррекция эмоционально-волевой сферы», ««Коррекция личности», «Коррекция познавательной сферы».

8. По специальным каталогам (ROMPA и др.) выделить оборудование для стимуляции зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической и других функций.

9. Подобрать задания, игры и упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики усложненного уровня.

10. Подобрать все возможные приемы обучения шнуровке ботинок. Какой способ шнуровки ботинок, с открытыми глазами или завязанными, быстрее приведет к автоматизации действий у слабовидящего ребенка?

11. Подготовить игру-загадку «Куда идем?», в качестве партнера выбрать слепоглухого человека или иностранца, которому необходимо невербальным способом объяснить, куда вы его приглашаете.

12. Подготовить рефераты на тему: «Семья как малая группа», «Функции семьи», Реакция семьи на рождение ребенка с отклонениями в развитии», «Семьи, имеющие ребенка с дизонтогенезом», «Искаженные детско-родительские отношения», «Работа с семьей детей с нарушениями в развитии», «Ранняя комплексная помощь детям с фактором риска в развитии».

13. Подберите 1-2 диагностические методики изучения детско-родительских отношений.

14. Продиагностируйте 2-3 семьи, имеющие детей с отклонениями в развитии. Интерпретируйте полученные результаты. Обсудите полученные результаты в группе слушателей.

Тема: Организация педагогического общения с детьми с особенностями психофизического развития

Вопросы и задания

1. Что значит для вас «общаться»?

2. Какие функции выполняет общение в учебно-воспитательном процессе?

3. В каких случаях прибегают к альтернативной коммуникации?

4. Выделите положительные и негативные моменты альтернативного общения.

5. Составьте небольшой текст (или предложение) с помощью блисссимволов. Переведите часть его дактильным способом и запишите по Брайлю.

6. Классифицируйте модели поведения педагога на желательные и нежелательные. Обоснуйте свое решение.

7. Разработайте текст рекомендаций родителям заикающегося ребенка.

8. Составьте перечень конкретных советов для воспитателей по организации режима дня заикающегося ребенка, необходимой окружающей обстановки и отношения со стороны окружающих.

9. Разработайте фрагмент занятия по обучению грамоте с применением компьютера, используя различные шрифты.

 

 

III. Материалы для текущей и итоговой аттестации слушателей

3.1. Вопросы к зачету (экзамену)

Вопросы к зачету по «Основам коррекционной педагогики»

 

1. Коррекционная педагогика как наука. Ее связь с другими науками.

2. Понятийно-категориальный аппарат коррекционной педагогики.

3. Актуальные проблемы и задачи коррекционной педагогики и специального образования.

4. Эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии.

5. Современные подходы в специальном образовании.

6. Специальные научно-практические центры и организации.

7. Вклад Л.С. Выготского в развитие коррекционной педагогики.

8. Принципы и методы коррекционной педагогики.

9. Система специального образования.

10. Развитие сети учреждений образования для детей с особенностями психофизического развития.

11. Нормативно-правовая база специального образования.

12. Исторический аспект интеграции в системе образования в разных странах.

13. Сущность инклюзивного подхода в специальном образовании.

14. Характеристика отдельных моделей отношения к лицам с особенностями в развитии.

15. Значение ранней коррекции в развитии ребенка.

16. Аспекты исследования нарушений психофизического развития.

17. Взаимообусловленность коррекции и компенсации.

18. Коррекция сенсорики.

19. Коррекция моторики

20. Коррекция познавательных функций.

21. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

22. Коррекция личности.

23. Семья, функции семьи.

24. Особенности семейного воспитания ребенка с дизонтогенезом.

25. Характеристика образовательного процесса детей с особенностями психофизического развития.

26. Принципы и методы обучения в специальных школах.

27. Проблема содержания специального образования.

28. Новые информационные технологии в специальном образовании.

29. Формы организации учебного процесса.

30. Контроль самооценка и оценка деятельности учащихся с особенностями психофизического развития.

31. Общая характеристика детей с особенностями психофизического развития.

32. Классификация детей с особенностями психофизического развития.

33. Дети с задержкой психического развития. Характеристика детей данной категории.

34. Дети с нарушениями речи. Характеристика детей данной категории.

35. Дети с нарушениями слуха. Характеристика детей данной категории.

36. Дети с нарушениями зрения. Характеристика детей данной категории.

37. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Характеристика детей данной категории.

38. Дети с нарушениями общения. Характеристика детей данной категории.

39. Дети с нарушениями интеллекта. Характеристика детей данной категории.

40. Дети со сложными нарушениями развития. Характеристика детей данной категории.

41. Педагогическое общение. Условия его организации.

42. Нарушения общения у детей.

43. Альтернативная коммуникация: дактилология и жестовая речь, система Брайля, пиктограммно-идеограммное общение.

44. Этапы организации педагогического общения с ребенком.

 

 

IV. Список рекомендуемой литературы

4.1. Основная литература

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро— и патопсихологии. М, 1994.

2. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студентов педвузов / Н.Ю. Борякова. – М.: АСТ; Астрель, 2008. – 222 с.

3. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: Учеб. пособие / Т.В. Варенова. – Минск: ООО «Асар», 2003. – 288 с.

4. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М, 1995.

5. Гонеев А.Д., Лифинцева H.H., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. М, 1999.

6. Григорьева Л.П. Концепция диагностики аномального развития детей с сенсорными нарушениями // Дефектология. 1996. № 3.

7. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б. П. Пузанова. М, 1996.

8. Кумарина, Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Г.Ф. Кумарина [и др.]; под общ. ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.

9. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей М,1985.

10. Лебединский В.В., Никольская О.С, Баенская Е.Р. Эмоциональные нарушения у детей и их коррекция. М., 1990.

11. Логопсихология; авт-сост. С.В. Лауткина. – Витебск: УО “ВГУ им. П.М. Машерова”, 2007. – 173 с.

12. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.

13. Малофеев H.H. Специальное образование в России и за рубежом. М, 1996.

14. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб: Речь, 2003.

15. Мастюкова ЕМ. Лечебная педагогика. М., 1997.

16. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии и МКБ 10. СПб: Речь, М.: Смысл, 2003. – 407 с.

17. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 440 с.

18. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000.

19. Специальная психология; под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2003. – 464 с.

20. Сборник контрольных заданий по коррекционной педагогике и психологии / Авт.-сост. Н.С. Вислобокова, Л.Н. Абрамова, О.Е. Антипенко; под общ. ред. С.Л. Богомаза. – Витебск.: Изд-во ВГУ им. П.М. Машерова, 2007. – 121 с.

21. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика): Учеб.пособие для студ. высш.и сред.пед.учеб.заведений / Б.П.Пузанов [и др.] ; под ред. Б.П. Пузанова. – М. : Академия, 2001. – 272с.

22. Основы коррекционной педагогики: курс лекций; авт-сост. С.В. Лауткина. – Витебск: УО “ВГУ им. П.М. Машерова”, 2008. – 237 с.

23. Основы специальной педагогики и психологии: учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений, обуч. по пед. спец. / Н. М. Трофимова [и др.]. – Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2005, 2006. – 304 с.

24. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. средн. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова [и др.]. – М: Академия, 2002, 2006. – 480 с.

25. Хитрюк В.В. Введение в коррекционную педагогику: курс лекций. – Мн.: Жасскон, 2006.- 112 с.

4.2. Дополнительная литература

 

1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. М., 1991.

2. Ануфриев А.Ф.; Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1998.

3. Борякова Н.Ю., Соболева A.B., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. М., 1994.

4. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996.

5. Вейс Томас Й. Как помочь ребенку? Опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл-общинах. Московский центр вальдорфской педагогики. М., 1992.

8. Государев Н.А. Специальная психология: уч.пос. – М. : Ось-89, 2008. – 288 с.

9. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М., 1990.

10. Жукова Н.С., Мастюкова Е М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М., 1993.

11. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. Кн. для учителя. М., 1994.

11. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики / Под ред. И. Ренглера, Б. Херцберга, Д. Эпстайна. М., 1993.

12. Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения. М., 1989.

13. Либлинг М.М, Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка//Дефектология. 1996. № 3.

14. Маллер А.Р. Педагог и семья ребенка-инвалида//Дефектология. 1995. № 5.

15. Новикова Л.А. Влияние нарушений зрения и слуха на функциональное состояние мозга. М., 1966.

16. Певзнер М.С., Ростягайлова Л.И., Мастюкова Е.М. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности (вариант гидроцефалии). М.; 1982.

17. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

18. Семаго М.М. Психологические и когнитивные детерминанты в процессе медико-генетического консультирования (обзор зарубежной литературы) // Дефектология. 1991. №2.

19. Современные подходы к болезни Дауна / Под ред. Д. Лейна, Б. Стрэтфорда. М, 1991.

20. Дефектология. Словарь-справочник / Авт.-сост. С.С. Степанов; под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Новая школа, 1996. – 80 с.

21. Тингей-Михаэлис Кэрол. Дети с недостатками развития. Книга в помощь родителям. М, 1988.

22. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. М., 1995.

23. Чистякова М.И. Психогимнастика. М. 1990.

24. Фуряева, Т.В. Интегрированный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с проблемами в развитии / Т.В. Фуряева // Дефектология. – 1999. – № 1.

25. Шаповал И.А. Специальная психология: уч.пос.- М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.

26. Усанова О.С. Специальная психология. – СПб. : Питер, 2008. – 400 с.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *