Программа практики ПП 3 курс



 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Психодиагностическая (производственная) практика (далее практика) является составной частью системы профессиональной подготовки практических психологов в системе образования. Это важный этап в формировании квалифицированных специалистов, способ углубления и расширения знаний, путь соединения теории с практикой, необходимое условие приобретения опыта в профессиональной деятельности. Практика для студентов является одной из форм познавательной деятельности, которая непосредственно формирует профессиональные компетенции и повышает качество подготовки профессиональных психологов. Психодиагностическая практика дает возможность студенту понять специфику будущей профессиональной деятельности, приобрести практические навыки, определиться в правильности выбора профессии. Практика помогает осуществить качественную подготовку специалистов-психологов в учреждениях образования.

Студенты во время практики знакомятся с психодиагностической деятельностью психолога, с основными направлениями и методами его работы в данной области, а также нормативными документами, регламентирующими его психодиагностическую деятельность. За время практики у студентов формируются навыки организации и осуществления психодиагностического обследования, количественного и качественного анализа полученных данных, формулировки психодиагностических выводов. Практика стимулирует развитие профессионального самосознания, что предполагает развитие потребности в самообразовании и самовоспитании.

Психодиагностическая практика является логическим продолжением освоения студентами учебной дисциплины «Психодиагностика» и базируется на знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин «Общая психология», «Психология развития», «Педагогическая психология», «Дифференциальная психология», «Методология, теория и методы психологических исследований», «Экспериментальная психология и системный анализ данных».

Цели и задачи психодиагностической практики

Цель практикизакрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков, компетенций в сфере планирования и осуществления психодиагностического исследования.

Задачи практики:

создание условий для формирования умения планировать и осуществлять психодиагностическое исследование, обобщать полученную психологическую информацию и формулировать психологическое заключение;

содействие усвоению студентами знаний о теоретических и методических основаниях организации психодиагностического исследования;

создание условий для формирования навыков взаимодействия с испытуемым в процессе психодиагностического исследования;

создание условий для развития личностных и профессиональных качеств, необходимых специалисту в области практической психологии.

Требования к профессиональным знаниям и умениям студента

После прохождения практики студент в соответствии с образовательным стандартом должен знать:

методологические основы организации и осуществления психодиагностического процесса;

специфику организации психодиагностического процесса при диагностике различных особенностей личности клиентов на разных этапах их психического развития;

особенности профессионально-этических взаимоотношений психодиагноста и клиента.

После прохождения практики студент в соответствии с образовательным стандартом должен уметь:

планировать и осуществлять психодиагностику особенностей личности и уровень её психологического развития с учётом возрастных периодов;

осуществлять психодиагностическое обследование с помощью конкретных психодиагностических методик;

оформлять протоколы психодиагностического обследования;

оценивать соответствие конкретных психодиагностических инструментов предъявляемым к ним психометрическим требованиям;

организовывать и осуществлять наблюдение и беседу в психодиагностических целях;

обобщать полученные данные и переводить их в значимую и доступную психологическую информацию;

формулировать психодиагностическое заключение.

Базы практики: государственные учреждения образования. Базы практики определяются возможностью учреждения создать условия для эффективного освоения студентами содержания ознакомительной практики.

Психодиагностическая (производственная) практика студентов социально-педагогического факультета дневной формы получения образования по специальности «Практическая психология» проводится в 6 семестре в течение 3-х недель. Психодиагностическая (производственная) практика студентов заочной формы получения образования по специальности «Практическая психология» проводится в 7 семестре в течение 1,5 недель.

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

 

В ходе психодиагностической практики студенты знакомятся с методами работы педагога-психолога в организации и осуществлении фронтального и индивидуального психодиагностического обследования, приобретают опыт профессиональной деятельности, взаимодействуя с должностными лицами, коллегами по работе, клиентами, овладевают конкретными профессиональными навыками планирования, организации и осуществления психодиагностического процесса, обработки и анализа полученных результатов, формулировки диагностических выводов и подготовки полученной информации для её использования в дальнейшем процессе оказания психологической помощи. Основными видами работ, выполняемых студентами в период практики, являются:

1) организационная работа. Предполагает участие в установочной и заключительной (итоговой) конференциях по практике, подготовку отчетной документации по итогам практики. Во время установочной конференции студенты-практиканты знакомятся с целями и задачами практики, с приказом о распределении студентов на базовые учреждения, с групповыми руководителями, проходят инструктаж по технике безопасности.

2) работа по планированию собственной деятельности на период прохождения практики. Предполагает составление индивидуального плана деятельности, направленного на реализацию целей и задач практики и согласуемого с планами работы психологической службы базового учреждения, с групповым руководителем, определение сроков выполнения работы. В течение всей практики студент-практикант ведет дневник, в котором отражается выполненная им работа и осуществляется её рефлексивный анализ.

3) анализ организационно-методических и содержательных аспектов психодиагностической деятельности психолога. Изучение нормативных документов, регламентирующих психодиагностическую деятельность педагога-психолога. Знакомство с содержанием психодиагностической работы психолога, ее основными направлениями, применяемыми методами и методиками. Изучение основных рабочих и отчетных документов, отражающих психодиагностическую деятельность педагога-психолога, а также требований к их составлению.

4) работа в качестве помощника (ассистента) педагога-психолога. Предполагает участие в решении конкретных психодиагностических задач, поставленных психологом: планирование и осуществление фронтального диагностического обследования; планирование и осуществление индивидуального диагностического исследования; подготовка стимульного материала и бланков для ведения протокола; обработка первичных данных (протоколов, бланков тестирования т.п.); формулировка диагностических выводов; представление полученных психодиагностических данных в форме, соответствующей характеру дальнейшего использования полученной информации..

5) работа по составлению отчетной документации. По результатам проделанной работы оформляется индивидуальный отчет. По завершению практики студенты сдают факультетскому руководителю всю отчётную документацию по практике, заверенную групповым руководителем и выступают с сообщением о проделанной работе.

 

Задания практики

Задание 1. Познакомиться с содержанием психодиагностической деятельности психолога на его рабочем месте: определить общие и специфические для данного рабочего места характеристики психодиагностической деятельности.

1.1 Составить список вопросов для беседы с психологом (в дальнейшем этот список может быть дополнен) о содержании и особенностях организации его психодиагностической деятельности. Провести беседу с психологом, проанализировать данные беседы.

1.2 Познакомиться с направлениями психодиагностичекой деятельности психолога, выделить психодиагностические задачи, решаемые психологом данного учреждения;

1.3 Познакомиться с перечнем психодиагностических инструментов, используемых психологом учреждения, установить соответствие набора психодиагностических инструментов решаемым задачам;

1.4 Провести наблюдение за психодиагностической деятельностью психолога. На основе наблюдения описать взаимодействие психолога с клиентом в процессе осуществления психодиагностической процедуры;

1.5 Познакомиться с нормативной документацией, регламентирующей психодиагностическую деятельность психолога.

Задание 2. Спланировать и реализовать фронтальное диагностическое обследование группы испытуемых с использованием нескольких методик (цель обследования определяется с учётом базы практики и плана работы психолога). Обобщить полученные результаты.

2.1 Сформулировать цель фронтального обследования (какое направление диагностической работы реализуется – что изучается, у кого, зачем);

1.2 Сформулировать задачи обследования (конкретные психические свойства, подлежащие выявлению и оценке);

1.3 Составить теоретическое введение как описание сущности диагностируемых свойств, их особенностей и нормативного уровня развития на данном возрастном этапе – далее используется для интерпретации полученных данных);

   2.4 Подобрать диагностические методики для достижения поставленных задач и дать им картотечное описание:

название методики и её цель

автор

ссылки на литературу, в которой методика опубликована и по которой она воспроизводится

сведения о валидности и надёжности

вид методики по методическому основанию классификации

степень стандартизации методики

   2.5 Описать ход исследования (когда, в каких условиях, в какой форме осуществлялось исследование, особенности поведения испытуемых, имеющиеся нарушения процедуры и другие особенности, порождающие побочную переменную);

   2.6 Осуществить анализ данных:

осуществить анализ данных, зафиксированных в протоколах проведения психодиагностических методик (для студентов заочной формы получения образования проанализировать первичных данные 3–6 испытуемых) с предоставлением протоколов или их ксерокопий, сформулировать диагностические выводы о каждом испытуемом по каждой методике;

составить сводную таблицу данных всей группы испытуемых;

проанализировать сводную таблицу, выделить группы испытуемых со сходными проблемами и сформулировать диагностические выводы о группе испытуемых.

Задание 3. Составить и реализовать программу психодиагностического обследования двух клиентов разного возраста (для студентов заочной формы получения образования – одного клиента) с целью выявления особенностей и проблем их личностного развития или сущности неблагополучия в функционировании или развитии личности (при наличии соответствующего запроса). При разработке программы использовать диагностические инструменты всех типов: объективные тесты, наблюдения, тест-опросники, беседы, проективные методики.

3.1 Проанализировать содержание запроса и выдвинуть гипотезы о характере проблем клиента.

3.2 Составить теоретическое введение как реконструкцию теоретической модели системы психических свойств и психологических качеств клиента (исследуемой сферы психики или личности) и динамики их развития (фактов, закономерностей, механизмов) на том или ином возрастном этапе.

3.3 Собрать первичные данные о клиенте (социально-демографические и биографические данные, состояние здоровья на момент обследования, особенности поведения, деятельности, общения на момент обследования, социальные достижения, успеваемость, интересы, история развития и пр.)

3.4 На основе соотнесения запроса с первичными данными уточнить гипотезу о характере проблемы клиента и определить общую цель исследования.

3.Сформулировать частные диагностические цели (список конкретных свойств психики или личности, подлежащих диагностике).

3.Подобрать все доступные диагностические средства, способные реализовать поставленные цели (указать название методики, цель, методики, источник информации о методике).

3.Из подобранных методик составить психодиагностическую программу. Подготовиться к осуществлению разработанной диагностической программы: изготовить стимульный материал, изучить инструкции к диагностическим методикам, продумать форму ведения протокола, продумать возможные факторы ошибки измерения и быть готовым к их устранению в процессе диагностического исследования.

3.Осуществить диагностическое обследование испытуемого.

3.9 Осуществить анализ данных, зафиксированных в протоколах проведения психодиагностических методик.

3.8 Соотнести выводы по результатам проведения отдельных психодиагностических методик с теоретической моделью развития на данном возрастном этапе и с данными первичного обследования, сформулировать психодиагностические выводы о характере проблем клиента.

3.9 По итогам проведённого диагностического обследования составить психологическое заключение, психологическую характеристику и психологический портрет.

3.10 Составить план проведения консультативной беседы с клиентом или другим пользователем (педагогом, родителем и др.).

 

Этапы практики

Организационный этап подготовка студентов к прохождению практики, изучение заданий к практике, подбор необходимых методических материалов, участие в установочной конференции;

Ознакомительный этап – знакомство с базой практики, изучение структуры организации, действующей системы управления, адаптация к социальному учреждению, где проходит практика, составление совместно с руководителем индивидуальной программы практики (длится первые 3 дня практики);

Основной этап – выполнение заданий практики, написание отчета (начиная с 4-го дня и до конца практики);

Заключительный этапподведение итогов практики, защита практики, участие в итоговой конференции.

 

Отчетная документация по практике

За период практики студенты готовят и представляют групповому руководителю следующие отчетные документы (образцы см. в Приложении):

1. Дневник практиканта, отражающий содержание и рефлексивный анализ выполненной работы (Приложение А).

2. Аналитический отчет «Особенности и структура психодиагностической деятельности психолога» и первичные материалы, на основе которых составлен отчёт (протоколы наблюдений, беседы, перечень нормативной документации, перечень психодиагностических методик и т.д.);

3. Отчёт по результатам фронтального диагностического обследования одного класса, включающий в себя программу обследования, протоколы обследования и их первичный анализ, обобщённый анализ результатов обследования с выделением психологических проблем испытуемых.

4. Отчёт по результатам индивидуального диагностического обследования, включающий в себя программу обследования, протоколы обследования и их первичный анализ, психодиагностические выводы, представленные в форме психодиагностического заключения, психологической характеристики и психологического портрета клиента, возможные направления дальнейшей психологической помощи данному клиенту.

5. Отчет по практике и самоанализ эффективности работы (Приложение В).

 

Оценка результатов практики

После окончания практики проводится защита результатов практики, на которой студенты выступают с подробным отчётом по результатам своей деятельности. Далее проводится итоговая конференция, на которой выступают руководители практики и студенты. Особое внимание необходимо обратить на положительные стороны деятельности организаций и учреждений, в которых студентам были созданы необходимые условия. Следует также выявить трудности, которые возникали в процессе практической деятельности студентов. Практика оценивается по десятибалльной системе.

Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику повторно в свободное от учебы время. Если студент не выполнил учебный план практики в полном объеме, он не допускается к защите практики. В этом случае, а также, если студент получает неудовлетворительную отметку, он проходит практику повторно в полном объеме в свободное от учебы время. Отрицательная отметка, полученная за прохождение практики, считается академической задолженностью.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Список литературы

 

1. Амельков, А.А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия / А.А. Амельков. – 3-е изд. – Мозырь : Содействие, 2009. – 108с.

2. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб. : Питер, 2003. – 352 с.

3. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. СПб. : Питер Ком, 1999. – 528 с.

4. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологическое консультирование / Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс. М. : МГУ, 1990. – 114 с.

5. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. М. : Совершенство, 1997. – 298 с.

6. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: учеб. пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск : Унiверсiтэцкае, 1997. 352 с.

7. Дубровина, И.В. Практическая психология образования : учеб. пособие / И.В. Дубровина. – СПб. : Питер, 2009. – 592 с.

8. Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 443 с.

9. Истратова, О.Н. Справочник психолога средней школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 512 c.

10. Касьяник, Е.Л. Психологическая диагностика самосознания личности / Е.Л. Касьяник, Е.С. Макеева. – Мозырь: Содействие, 2007. – 224 с.

11. Котова, И.Б. Психологическая служба  : детский сад, школа, вуз : учеб. пособие / И.Б. Котова, Е.И. Рогов. — Ростов н/Д : Феникс, 1991. – 172 с.

12. Нормативные документы для педагогов-психологов и психологической службы системы образования : сборник / сост. А.Н. Сизанов. – Минск : Научно-методический центр учебной книги и средств обучения, 2001. – 96 с.

13. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова – М. : ТЦ «Сфера», 2001 – 240 с.

14. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования : учеб. пособие для студентов вузов и практических работников / Р.В. Овчарова. – М. : ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001. – 448 с.

15. Психология в педагогической практике : учеб.-метод. пособие для студ. пед. специальностей ун-та / Т.В. Васильева [и др.] ; Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина, Каф. психологии развития. – Брест : брГУ, 2009. – 129 с.

16. Практикум по возрастной и педагогической психологии / авт.-сост. Е.Е.Данилова ; под ред. И.В. Дубровиной. – М. : Академия, 1999. – 160 c.

17. Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних специальных учеб. заведений / А.Д. Андреева [и др.]; под ред. И.В. Дубровиной. М. : ТЦ «Сфера», 1998. – 528 с.

18. Производственная психолого-педагогическая практика студентов : учеб.-метод. пособие для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения / сост. С.И. Коптева [и др.] ; под ред. А.П. Лобанова. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2001. – 60 с.

19. Рабочая книга практического психолога : технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996. – 452 с.

20. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика: методики и тесты: учеб. пособие / Д.Я. Райгородский. – Самара : Издательский Дом «БАХРАХАМ-М», 2006. – 672 с.

21. Регуш, Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности / Л.А. Регуш. – СПб. : Питер, 2008. – С. 145–151.

22. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании : учеб. пособие / Е.И. Рогов. – М. : ВЛАДОС, 1996. – 529 с.

23. Семаго, М.М. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: методическое пособие / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 288 с.

24. Слепкова, В.И. Психолгическая диагностика семейных отношений / В.И. Слепкова, Т.А. Заеко. – 3-е изд. – Мозырь: Содействие, 2010. – 196 с.

25. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 384 c.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Примерная схема дневника студента-практиканта

ДНЕВНИК

студента(ки) ___ курса социально-педагогического факультета (ФИО)________________________________________,

проходящего (й) психодиагностическую практику

в учреждении образования (д/с, СШ, гимназия, колледж и т.п.) № ____ г. Бреста

с _______ по _______(число, месяц, год).

Групповой руководитель практики

Психолог учреждения

 

2 страница

Индивидуальный план работы студента

Дата (период)

Содержание

планируемой работы

Рефлексивный анализ

проделанной

работы

Отметка

психолога базы практики

о выполнении

 

 

Например:

диагностические мероприятия (указывать проведённые методики)

анализ результатов (указывать, результаты каких диагностических процедур анализируются)

наблюдения (указывать цель)

планирование психодиагностических мероприятий (указывать общую цель, контингент испытуемых)

подготовка стимульного материала

написание отчёта

консультирование с групповым руководителем

работа с литературой (указывать)

знакомство с испытуемыми

работа с документами (указывать какими)

и пр.

 

Мысли, чувства, вопросы по поводу проведённой работы, затруднения, успехи, достижения, оценка собственных способностей, возможностей, перспектив роста и пр.

Рефлексии подлежат мотивы, цели, способы и результаты осуществления собственной деятельности, возникающие при этом эмоциональные состояния и их причины, размышления над собой и пр.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Схема контент-анализа протоколов наблюдений и бесед

1. Номер протокола

2. Цель анализа (указать изучаемое свойство)

3. При необходимости, теоретическая модель изучаемого свойства

4. План анализа

 

Категории анализа (понятия, выражающие изучаемое свойство)

Единицы анализа (признаки категорий, эмпирические факты, подлежащие выделению из протокола)

Условные обозначения единиц анализа в протоколе

 

 

 

 

5. Далее в протоколе отмечаются выбранными условными обозначениями необходимые для анализа и вывода о свойстве эмпирические факты.

6. Письменный анализ протокола, в котором описываются, систематизируются и интерпретируются выделенные факты.

7. Вывод (в соответствии с целью анализа)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

 

Отчет по практике

 

Отчет о психологической практике студента (ки) ___ курса

социально-педагогического факультета ___________________________________________________ (ФИО)

Психологическая практика проводилась в ___

 

1. Каковы были Ваши ожидания по поводу практики?

2. В чем специфика работы по месту прохождения практики? Какие направления работы характерны для психодиагностической деятельности психолога данного учебного заведения?

3. Какие требования предъявляются к психодиагностической деятельности психолога? (что он должен знать, уметь)

4. Укажите, какими видами психодиагностической деятельности психолога Вы непосредственно занимались на практике.

5. Охарактеризуйте выполнение плана. Какие были отклонения, что сделано вне плана.

6. С какими трудностями Вы столкнулись на практике?

7. Замечания и предложения по практике.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *