Крушение этики труда

После Второй мировой войны в западных странах произошла на-

учно-техническая революция. Она решительно преобразила

потребительский рынок. На прилавках, на лотках появились

разнообразные товары. Однако эти товары никто, по существу,

не покупал. Ведь господствовал протестантский этос, который

предписывал воздержание, аскетизм. Для того чтобы сбыть то-

вары, нужно было сломать традиции протестантского мировос-

приятия. Так в западных странах протестантский этос стал по-

мехой на пути развертывания предпринимательства. Возникла

другая задача — разрушить те ценности, которые веками ори-

ентировали человеческое поведение. Нужны были массиро-

ванные, неординарные усилия. Необходимо было прежние ус-

тановки заменить новыми. Начался долгий период крушения

протестантского этоса.

В результате проведенных усилий произошло преображение

ценностей. Прежде всего распалась «трудовая этика». Сегодня

во многих странах социальные критики отмечают, что труд пе-

рестал рассматриваться как важное жизненное устремление.

Люди уверены, что обрести богатство можно, вытащив удач-

ный лотерейный билет, поймать свой шанс и, таким образом

сохранить свои жизненные позиции. Реклама всячески поддер-

живает эти установки. Массовая культура рассказывает о том,

как, к примеру, провинциальная барышня стала кумиром пуб-

лики, как некто возглавил крупное общественное движение,

а кое-кто преуспел в торговле наркотиками. Понятное дело,

все это меняет отношение к труду. Он перестает быть жизнен-

ным предназначением.

Наконец, следует сказать и о позиции православной церкви. Мы

касались восточных религий, а также католицизма и протес-

тантизма. Однако теперь настало время сказать о том, что пра-

вославное сознание не приемлет дух стяжания и наживы. Вот

почему, в частности, коренные преобразования в нашей стра-

не идут мучительно медленно и сопровождаются тяжелыми

противоречиями. Дух православия несовместим с теми ценно-

стями, которые рождаются на пути к капитализму.

162 Главах. Преображение ценностей в культуре «»•»»‘•

Личность или общинность?


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *